В отличие от "Украин", "ХВЗ, "Салютов" и других советских раритетных велосипедах цепь на горных велосипедах изнашивается относительно быстро. На ровне с тормозными колодками цепь нуждается в постоянной и своевременной замене.
Кроме цепи, которая в приводе изнашивается быстрее всего, относительно быстрому износу подвержены также ведомые звезды (кассета) и ролики заднего переключателя.
В результате износа цепь удлиняется. Это происходит из-за "сработки" щечек в местах соприкосновения с соединительными штифтами и самих штифтов. Скорость износа цепи остаётся не изменой в течение всего срока ее службы. Изношенная цепь, в свою очередь, начинает быстро деформировать (стачивать) ведомые звездочки. Это связанно с тем, что изношенная цепь воздействует с меньшим количеством зубьев звездочек. И нагрузка на звезду распространяется не равномерно. Как итог, скорость деформации зубов звезд – смятие и стачивание – существенно ускоряется по мере износа велосипедной цепи. Даже самая дорогая и качественная кассета и сильно изношенная цепь проработают не очень долго.
Естественно, наиболее юзабельные звезды в кассете изнашиваются намного быстрее, чем остальные. Для равномерного износа необходимо пользоваться всеми передачами. Если вы используете не все звёзды кассеты горного велосипеда, то, имеет смысл вместо кассеты горного велосипеда (11-32) установить шоссейную (12-25).
Когда вы меняете сильно изношенную цепь, но при этом оставляете изношенную кассету, цепь может срываться на самых используемых звездах. Как результат либо проточка звезд кассеты (если это ещё выполнимо) либо полная замена кассеты.
С целью минимизации затрат на покупку новых комплектующих можно применить одну из нижеприведённых стратегий. Следует учитывать, что приводимые цифры приблизительны – они зависят от массы райдера, интенсивности и условий катания, класса оборудования. Кроме того нужно принять тот факт, что начальные затраты будут намного выше того случая, когда вы просто приобретаете комплект запчастей для трансмиссии. Экономия будет достигнута на каждом километре пробега.
А теперь стратегии "экономной езды"...
Езда до "последнего"
Самый простой вариант. Если не менять цепь по мере износа, то через 3000-5000 км (речь идёт о горных и гибридных велосипедах) придется заменить не только цепь, но и кассету, в худшем случае может потребоваться замена и звезд системы. Этот способ не самый экономный, но в этом случае отпадает необходимость регулярной проверки состояния трансмиссии. Когда цепь начинает постоянно срывать - вы просто меняете цепь и кассету, а быть может и 1-2 звезды системы. Такой способ стоит применять, когда у вас установлены недорогие кассета и система и качественная цепь.
Езда в три цепи (замена цепей по кругу)
Можно обзавестись 2-3 дополнительными цепями и менять их через каждые 500-1000 км. В этом случае износ цепей и кассеты будет более равномерным. В случае, когда цепи используются разного качества, растяжение следует измерять не пройденным километражём, и измерительным прибором.
При этом варианте общий срок службы системы составит 10000-15000 км, а каждая из цепей за несколько «кругов» пройдёт 3000-4000 км. Эту стратегия для тех, кто применяет систему и цепи одного уровня, а также для стальных систем начального и среднего уровня.
Регулярная замена цепей
Если вы являетесь владельцем велосипеда с дорогой алюминиевой системой шатунов и кассетой, то эта стратегия для вас. В этом случае можно использовать цепи среднего уровня и менять их каждые 1000-2000 км. При такой эксплуатации ресурс кассеты составит до 20000-25000 км, алюминиевой системы - до 6000-15000 км (стальные больше).
От качества цепи и степени её износа зависит напрямую и чёткость переключения передач. При использовании предложенной нами методики замены элементов системы трансмиссии вы получите помимо экономии чёткую работу механизма переключения на длительное время.