Первое, что нужно знать о велосипедных спицах - спицы должны быть изготовлены из нержавеющей стали (stainless steel) - она прочна и не подвержена коррозии. Дешевые велосипедные колеса собираются на хромированных (chrome, UCP- universal chrome plating) или оцинкованных спицах из углеродистой стали - эти спицы не так прочны и подвержены коррозии.
Ведущим производителем велосипедных спиц считается DT, и более часто встречающиеся Tom Ritchey.
Комплект баттированных (1.8-2.0мм) велосипедных спиц DT Adventure стоит порядка 25$. У всех хороших велосипедных спиц есть один “недостаток” - цена. Поэтому на спицах DT (в целях оптимальной экономии) можно собрать только заднее колесо велосипеда, на которое приходится основная нагрузка.
Предполагается, что на более качественных велосипедных спицах резьба накатана на спице так, что выступает за диаметр самой спицы.
А на менее качественных спицах резьба нарезана прямо по готовой спице, что легко определить и на вид и на ощупь.
По большому счету ничего страшного не случится, если собрать колесо на простых велосипедных спицах - просто придется регулярно слегка подправлять восьмерки.
Велосипедные спицы также делают и из титана (Titanium), но титановые спицы можно ставить только с бронзовыми ниппелями, что делает такое колесо незначительно легче, чем на стальных спицах с алюминиевыми ниппелями.
Углепластиковые спицы (Carbon fibre) существуют, но показали себя с не лучшей стороны - эти спицы хрупки и, соответственно, опасны.
Диаметр спицы часто определяется калибром проволоки (wire gauges). Существует несколько национальных систем обозначений толщины калибром, что является причиной частой путаницы. Основная проблема состоит в том, что во французской системе меньшие числа соответствуют более тонкой проволоке, а в американской и английской наоборот. Точка пересечения и является тем диаметром проволоки, из которой наиболее часто делают велосипедные спицы:
США/Англия 14g тоже, что и французская 13g.
США/Англия 13g тоже, что и французская 15g.
Более новая система I.S.O. измеряет толщину велосипедных спиц только в миллиметрах:
США/Англия 13g - 2.3 mm.
США/Англия 14g - 2.0 mm.
США/Англия 15g - 1.8 mm.
США/Англия 16g - 1.6 mm.
Тип сечения велосипедной спицы.
Велосипедные спицы бывают постоянного круглого сечения по всей длине и переменного сечения (swaged (butted)). Спицы переменного сечения выпускаются в пяти вариантах:
Single-butted. - эти велосипедные спицы имеют утолщенную часть у конца с головкой и более тонкую по всей остальной длине до резьбы. Они встречаются нечасто. Их используют, когда надо иметь особенно прочное колесо на ободе со стандартными отверстиями.
Double-butted. - такие спицы тоньше в середине, чем на концах. Наиболее часто встречаются следующие размеры 2.0/1.8/2.0 (14/15g) и 1.8/1.6/1.8 (15/16g). Эти спицы не только позволяют снизить вес. Утолщенные концы делают эти спицы такими же прочными в местах концентрации напряжений, как и спицы постоянного сечения. Более тонкая же секция придает спице большую эластичность, что позволяет ей упруго растягиваться на большую величину, по сравнению с цилиндрической спицей. Как результат в момент резкой сосредоточенной нагрузки (удара о выступ, например) наиболее нагруженные спицы могут достаточно удлиниться, чтобы перераспределить нагрузку на соседние с ними спицы. Это особенно желательно, когда ограничивающим фактором является та нагрузка, которую может выдержать обод, не разрушаясь вокруг спицевых отверстий.
Triple-butted. - эти спицы (как, например, DT Alpine III) являются лучшим выбором, когда долговечность и надежность преследуются как основная цель: для тандемов и туризма с грузом. Они имеют достоинства как single, так и double butted спиц. DT Alpine III, например, имеет размеры 2.34(13g) у головки, 1.8 (15g) в середине, и 2.0 (14g) у резьбового конца. Single- и triple-butted спицы позволяют решить одну из сложных проблем конструкции велосипедного колеса. Так как резьба на спицах накатанная, а не нарезная, то внешний диаметр резьбы больше базового диаметра проволоки. Отверстия же во втулке должны быть достаточны для прохода и резьбовой части тоже. Это нежелательно, так как точное совпадение диаметра отверстия во фланце и диаметра спицы у головки особенно важно для увеличения усталостной прочности конструкции. Так как single- и triple-butted спицы толще у одного конца, то через отверстие во втулке пройдет резьбовая часть и у головки спица не будет иметь люфта во фланце.
Аэродинамические (эллиптические) велосипедные спицы представляют собой вариант double-butted спиц, в котором утонченная часть имеет сечение в виде эллипса, что делает такую спицу немного более аэродинамической. Наиболее известные спицы такого типа - Wheelsmith Aero. Они имеют диаметр 1.8 (15g) у концов, и среднюю часть в форме эллипса 2.0×1.6, что эквивалентно 16g.
Аэродинамические (плоские) спицы имеют более выраженный аэродинамический плоский, чем эллиптические. Однако эти велосипедные спицы нельзя просунуть в отверстия обычной втулки потому, что они слишком широкие. Чтобы их вставить в стандартную втулку необходимо проделать узкие прорези во фланце. Это может ослабить фланец и, как правило, прерывает гарантию.
Немного о ниппеле.
Велосипедные ниппеля чаще всего делают из никелированной бронзы. Этот материал очень хорош для велосипедных ниппелей, потому что бронзовая резьба очень гладкая, и бронза не коррозирует достаточно долго. Для легких колес высокого класса используются алюминиевые ниппеля. Такие ниппеля действительно позволяют немного снизить вес и являются достаточно надежными при правильном использовании. Они должны использоваться только с ободами, у которых пистоны изготовлены не из алюминия, потому что в месте контакта Al-Al между ниппелем и пистоном может произойти химическая сварка.