Велосипедист, принимая участие в транспортном движении, должен неукоснительно следовать правилам, регламентирующим поведение на дороге. Велосипедист считается водителем велосипеда и управляет транспортным средством, однако, спешившись и следуя рядом с велосипедом, приобретает статус пешехода. В случаях нарушения правил автомобилист подлежит административной ответственности.
Технически исправное состояние велосипеда является основным требованием для его эксплуатации. Согласно правилам, велосипед должен оборудоваться полностью исправным рулем, тормозами и звуковым сигналом, а также специальными аксессуарами. Так передняя часть велосипеда должна иметь фару непременно белого цвета. В условиях недостаточной видимости или в сумерках и темноте фара должна быть обязательно включена. Задняя часть комплектуется красным фонарем или световозвращателем.
Среди дополнительных средств может присутствовать специальный велосипедный прицеп. Разрешено использовать сидение с надежными ножными упорами - только так можно транспортировать детей младше 7 лет. Перевозить пассажиров старше указанного возраста нельзя. Если осуществляется перевозка груза, то его размеры не должны превышать любой из габаритов велосипеда более чем на 50 см.
Управление велосипедом подразумевает обязательное использование обеих рук, которыми крепко держится руль, за исключением, пожалуй, ситуаций подачи сигналов другим участникам движения. Использовать мобильные телефоны при движении на велосипеде категорически запрещается.
Место для движения велосипедистов строго определено и называется велосипедной дорожкой, о чем сигнализирует специальный знак. И только в случае отсутствия такой дорожки разрешается перемещаться по проезжей части справа, в крайней полосе и исключительно в один ряд. При этом движение по автомагистралям и на участках, где действует знак «дорога для автомобилей» строго запрещено правилами.
Двигаться по обочине можно лишь в случае отсутствия помех пешеходам.
Проезд велосипедов по тротуарам и дорожкам для пешеходов находится под запретом, хотя к нарушителям подобного правила относятся весьма лояльно. Проезд по пешеходному переходу при пересечении проезжей части допускается только в статусе пешехода, т.е. велосипедист должен спешится, и идти по переходу, ведя велосипед рядом с собой.
Требования всех дорожных знаков по пути следования велосипедиста являются обязательными для исполнения.
Регулируемые перекрестки проезжаются в обычном для всех транспортных средств порядке, где определяющими являются сигналы транспортных (не пешеходных) светофоров или регулировщика. Проезд нерегулируемых перекрестков подчиняется стандартным правилам приоритета, т.е. правилу «помеха справа», причем дорогу пешеходам необходимо уступать в любом случае. Велосипедная дорожка приоритета не дает, а значит, велосипедист обязан уступать дорогу всем автомобилям, пересекающим его путь.
Все сигналы, говорящие о желание велосипедиста совершить тот или иной маневр, подаются исключительно руками в строго определенном виде, где никаких вольностей не допускается. Пренебрежение подобным правилам зачастую ведет к ДТП с очень неприятными последствиями.
Велосипедисту, подобно другим участникам движения, запрещается управлять велосипедом в нетрезвом виде. Требования со стороны полиции о проведении освидетельствования при подозрении на опьянение, а также демонстрация навыков езды и уровня знаний правил дорожного движения выполняются неукоснительно прямо на месте остановки велосипедиста инспектором.